Разделы сайта
Тюнинг
Ремонт
Автолюбителю


Вернуться   Форум клуба ВАЗ 2113, ВАЗ 2114, ВАЗ 2115 > Тематические разделы > Ремонт и диагностика неисправностей своими силами

Ремонт и диагностика неисправностей своими силами Обсуждаем вопросы связанные с самостоятельным ремонтом ВАЗ 2113, 2114, 2115

Ответ
 
Опции темы Опции просмотра
Старый 20.04.2014, 11:19   #1
Колыч
Супер-модератор
 
Аватар для Колыч
 
Регистрация: 26.12.2010
Адрес: 12 RUS, Волжск
Возраст: 40
Сообщений: 3,462
Сказал(а) спасибо: 236
Поблагодарили 798 раз(а) в 583 сообщениях
Вес репутации: 162092
Репутация:16208587
По умолчанию Инжектор. Проверяем сами.

Решил открыть тему читая вопросы на форуме...Многие не знают как к авто подойти и с каким ключом..
Тему не закрываю. Вопросы учту, внесу правки. Тема живая, буду корректировать.

Итак, начну..

В этой теме постараюсь максимально доступно описать проверку датчиков и исполнительных механизмов (ИМ). Некоторые проверки уже описывались на Форуме. Добавлю проверки и соображения на основе собственного опыта. Если у кого-то возникнут вопросы или замечания, просьба отметить в сообщении, конструктивные предложения и замечания учту и внесу исправления.

Для проверок нужен минимум: недорогой мультиметр (ММ) (Китай можно) и бортовой компьютер, способный выдавать ошибки ЭСУД и некоторые основные параметры работы ЭСУД/двигателя. Диагностический сканер-тестер (ДСТ) приветствуется, хотя многие проверки возможны без его использования.
Свой первый ДСТ –Штат (г. Тольятти) я приобретал в 2011 году по интернету. Цена около 3000 рублей. Очень практичный и удобный. Работает и радует по сей день. На данное время вышел уже новый ДСТ-Штат. Т.ж. не дорогой. Для более детальной диагностики использую сканер Сканматик-2.
Мультиметр (фото ниже) брал за 540 рублей. Китай, но работает исправно, почти не врёт. Брать дорогой профессиональный ММ не вижу смысла. Не нужна такая точность.

Проверка датчика массового расхода воздуха (ДМРВ).
Внимание: ДМРВ в системе Е-газ частотный, данной проверкой не тестируется!

Чтобы с точно оценить состояние ДМРВ (система до Е-газа) нам нужен мультиметр (ММ) со свежей батарейкой.
Включаем ММ в режим вольтметра (измерение постоянного напряжения), и выставляем предел измерения на 2 Вольта.
В разъёме датчика есть провод жёлтого цвета - это провод сигнала с ДМРВ на контроллер (ближний по расположению к лобовому стеклу) – контакт № 5.
и зелёного цвета - это провод массы (третий по счёту от лобового стекла) – контакт № 3.
Для оценки состояния ДМРВ, необходимо измерить напряжение между указанными выводами/проводами при включенном зажигании, двигатель НЕ запускаем.
Для доступа к контактам соединённой с датчиком колодки без нарушения изоляции провода я использую медицинские иглы от шприцев. Иглу аккуратно просовываю вдоль изоляции провода до упора в контакт. Красный щуп (плюс) подсоединяем к игле на контакте №5 датчика, чёрный щуп (масса) – к игле на контакте № 3. Хотя, мой ММ работает и при обратной полярности щупов. Ни в коем случае не берите при замере массу с кузова, двигателя или с «минуса» АКБ! На фото ниже описано почему - получите неверные завышенные значения напряжения и зря забракуете ДМРВ.
Смотрим значения:
от 0.980 до 1.020 Вольта – это рабочий датчик, вполне исправный. Это официальная информация от основного производителя ДМРВ – фирмы BOSCH. Им можно верить.
Выше 1.020 В – это уже завышение расхода воздуха. В матрице программы контроллера заложена карта, в которой чётко привязано значение сигнала ДМРВ с расходом воздуха.
Насколько врёт датчик можно ориентироваться по изменению коррекции подачи топлива (мультипликативная и аддитивная коррекции) – это со сканером и при наличии датчика кислорода в системе. Без них - только по личным ощущениям и показаниям с БК (тупость, провалы при разгоне, неровный ХХ, плохой запуск, повышенный расход воздуха на ХХ, повышенный расход топлива и т.п.).
Выше 1.035 В – можно смело менять ДМРВ, Вы только выиграете на экономии топлива и положительных эмоциях от «прихода» мощности.
Из личного опыта:
Некоторые «горе-диагносты» ориентируются лишь на сигнале АЦП с ДМРВ, который выдаёт им сканер. Это не верно, так бракуются исправные датчики!
Пример на фото ниже. Замер ММ на ДМРВ выдаёт 0.996 В – это сигнал абсолютно исправного ДМРВ. Одновременно сканер выдаёт АЦП с ДМРВ уже 1.015 В. Как говорится, почувствуйте разницу! Это потери на контактах в колодке ДМРВ и в колодке контроллера, т.ж. и в проводах. Это ещё цветочки. Ниже выкладываю скрины сигнала АЦП ДМРВ до снятия колодки с контроллера и после (отсоединил и подключил колодку контроллера 2-3 раза). Контакт стал лучше и сигнал АЦП практически пришёл в норму, снизился с 1.040 -1.045 В до 1.001 – 1.006 В!
__________________
Никогда техника, созданная людьми, не будет на 100% надёжной © Телеканал "Discovery".

Последний раз редактировалось Колыч; 11.06.2014 в 21:22. Причина: добавил схему подключения ДМРВ
Колыч вне форума   Ответить с цитированием
2 пользователя(ей) сказали cпасибо:
greimi (13.05.2014), lexei (20.04.2014)
Старый 20.04.2014, 13:56   #2
Колыч
Супер-модератор
 
Аватар для Колыч
 
Регистрация: 26.12.2010
Адрес: 12 RUS, Волжск
Возраст: 40
Сообщений: 3,462
Сказал(а) спасибо: 236
Поблагодарили 798 раз(а) в 583 сообщениях
Вес репутации: 162092
Репутация:16208587
По умолчанию

Проверка регулятора холостого хода (РХХ)

Сопротивление исправного РХХ для ВАЗ. Для этого выставить шкалу мультиметра на 200 Ом, или ниже, если позволяет изделие.
Между контактами «А» и «В», и между «С» и «Д» у РХХ должно быть в пределах 40-80 Ом.
Проверить сопротивление между контактами «В» и «С», «А» и «D». Прибор должен показывать бесконечность (обрыв цепи). Это исправная обмотка РХХ, нет замыкания между обмотками.
Ниже пример из практики: Замер сопротивления обеих обмоток на отработавшем более 1 года РХХ («Омега» 2112-1148300) показал ~ 52 Ом.
Изображения
Тип файла: jpg Сопротивление между А и В.jpg (195.0 Кб, 16 просмотров)
Тип файла: jpg Между конт. С и D.jpg (194.3 Кб, 12 просмотров)
Тип файла: gif Схема РХХ.gif (12.5 Кб, 17 просмотров)
__________________
Никогда техника, созданная людьми, не будет на 100% надёжной © Телеканал "Discovery".

Последний раз редактировалось Колыч; 21.04.2014 в 08:58.
Колыч вне форума   Ответить с цитированием
Старый 05.05.2014, 18:59   #3
Колыч
Супер-модератор
 
Аватар для Колыч
 
Регистрация: 26.12.2010
Адрес: 12 RUS, Волжск
Возраст: 40
Сообщений: 3,462
Сказал(а) спасибо: 236
Поблагодарили 798 раз(а) в 583 сообщениях
Вес репутации: 162092
Репутация:16208587
По умолчанию Проверка датчика фаз (ДФ).

Проверка датчика положения распределительного вала/датчика фаз (ДПРВ/ДФ):

Разработчики ЭСУД не посчитали нужным позаботиться о том, чтобы контроллер выдавал сигнал с ДФ, который можно было бы наблюдать на табло БК или сканера. Например, как мы видим сигнал с ДМРВ (расход воздуха). Видимо, это вызвано тем, что сигнал ДФ нужен ЭСУД лишь для синхронизации, как и сигнал ДПКВ. Т.е. контроллеру важна не его абсолютная величина, а лишь его периодичность.
Поэтому, о неисправности ДФ мы узнаём лишь в момент появления соответствующей ошибки на БК или загорания лампы «ЧЕ» на панели приборов автомобиля.
При возникновении сомнений в исправности ДФ возможна точная и детальная проверка его сигнала с помощью осциллографа. За неимением такого прибора могу предложить проверку, позволяющую выявить явную неисправность ДФ. Проверка проста, нужен лишь бортовой компьютер, способный выдавать ошибки ЭСУД, либо сканер. К сожалению, диагностировать ДФ по сопротивлению с помощью ММ невозможно (например, как в случае с ДПКВ), поскольку в ДФ нет обмотки.

Для понимания процесса проверки нужно уяснить, что принцип работы ДФ основан на его способности изменять свой сигнал при изменении магнитного поля во время прохождения металлического штифта распределительного вала рядом с торцом датчика. Внутри ДФ имеется магнит, над которым стоит чувствительный элемент датчика. Для подтверждения ниже выложил фото 3, на котором видно, как новый ДФ магнитится/повисает на отвёртке. Подробнее об устройстве ДФ позже…

До начала проверки самого ДФ желательно провести проверку его цепей, чтобы исключить ошибку и не приговорить исправный ДФ.
Схемы подключения ДФ есть на форуме: /forum/showpost.ph...64&postcount=2
Проверка цепей ДФ:
Заглушить двигатель. Отсоединить колодку жгута от датчика. Проверить правильность и надёжность подключения проводов к контактам колодки датчика фаз. Включить зажигание.
Мультиметром измерить напряжение между контактами колодки жгута и массой.
Мультиметр должен показать следующие значения напряжения:
- на контакте «А»/«1» - 0 В (масса);
- на контакте «В»/«2» - напряжение бортсети (около 12 В);
- на контакте «С»/«3»- на 2-3 В меньше напряжения бортсети (Это из руководства АвтоВАЗа. На практике может быть только на 1-1.5 В ниже бортсети. При этом система работает исправно.)
Если есть явные отклонения, то необходимо устранить обрыв или замыкание в соответствующей цепи. Если провода в порядке, то проверяем контакты колодки контроллера, либо неисправен контроллер или цепи его питания/массы.
Убедившись, что напряжения на контактах колодки в норме, дальше проверяем сам датчик.
Проверка ДФ:
1. Снять датчик фаз с двигателя (внешний вид ДФ и его расположение на двигателе выложил ниже на фото 1 и 2). Внимание: Снимать ДФ нужно на остывшем двигателе! На горячем ДФ зажимается и снять его практически не возможно без поломки. ДФ на 8-ми клапанный двигатель (он на фото ниже) отличается от ДФ 16-ти клапанного двигателя только внешне. Проверка аналогична.
2. Подключить к ДФ колодку штатного жгута датчика. Датчик не прислонять к металлическим предметам (двигатель и др.)
3. Включить зажигание и зайти в меню «ошибки» бортового компьютера или сканера, скинуть ошибки. Запустить двигатель. На табло БК/сканера должна появиться ошибка - Р0343 (Цепь датчика положения распределительного вала, высокий уровень сигнала). См. ниже фото 4.
4. К торцу ДФ прислонить минимум на 2 секунды металлический предмет, способный притягиваться к магниту (например, отвёртку). При этом должен фиксироваться код неисправности - Р0342 (Цепь датчика положения распределительного вала, низкий уровень сигнала). См. ниже фото 5.
5. Отвести от ДФ металлический предмет. При этом должен опять фиксироваться код неисправности – Р0343 («высокий сигнал»). См. ниже фото 4.
Если датчик фаз исправен, то сканер или БК будет выдавать оба этих кода неисправности попеременно, в соответствии с положением металлического предмета относительно ДФ. Кстати, это т.ж. является и подтверждением исправности цепей ДФ.
При неисправности ДФ будет фиксироваться только один код – Р0343.

На практике столкнулся с такой неисправностью ДФ: Стабильно фиксировался код Р0343 (Цепь датчика положения распределительного вала, высокий уровень сигнала) только при повышении оборотов двигателя выше ~ 2000 об/мин, как на холостом ходу, так и при движении. До 2000 об. ошибки не было. Реже появлялся код Р0340 (Датчик распредвала неисправен). Ввиду непостоянства ошибки лампа «ЧЕ» на панели приборов не загоралась. Проверка контактов визуально и путём шевеления проводов на ХХ результатов не дала, ошибка не появлялась (значит, некачественный контакт исключён). Далее ДФ был проверен как описано выше. Результат: фиксировался только один код - Р0343. Кстати, отвёртка практически не магнитилась к датчику (магнит «устал»). Был куплен новый ДФ. Сразу отметил, что отвёртка к нему сильно магнитится, датчик практически висит на ней! Проверил новый ДФ аналогично, результат – при прислонении отвёртки к торцу ДФ появлялась ошибка Р0342, а при отведении отвёртки – Р0343. Если быстро подносить и отводить отвёртку, то ошибку не выдаёт! Почему? Думаю, что из-за непостоянства низкого/высокого сигнала с датчика контроллер (его программа) не видит ошибки.
Видимо, код Р0343 фиксировался только примерно от 2000 об/мин и выше из-за неспособности полуживого ДФ реагировать на быстрое изменение магнитного поля (при ускоренном прохождении штифта распредвала мимо датчика).
После замены ДФ ошибка не появлялась.
Изображения
Тип файла: jpg Новый ДФ магнитится..jpg (194.1 Кб, 24 просмотров)
Тип файла: jpg Датчик фаз 8-ми клапанного двигателя.JPG (151.0 Кб, 18 просмотров)
Тип файла: jpg Место установки ДФ на двигателе..jpg (156.4 Кб, 21 просмотров)
Тип файла: jpg Ошибка - высокий сигнал ДФ.jpg (175.7 Кб, 25 просмотров)
Тип файла: jpg Ошибка - низкий сигнал ДФ.jpg (192.5 Кб, 22 просмотров)
__________________
Никогда техника, созданная людьми, не будет на 100% надёжной © Телеканал "Discovery".
Колыч вне форума   Ответить с цитированием
3 пользователя(ей) сказали cпасибо:
Gosha.di (30.06.2014), lexei (05.05.2014), zilotov (06.05.2014)
Старый 11.05.2014, 19:21   #4
Колыч
Супер-модератор
 
Аватар для Колыч
 
Регистрация: 26.12.2010
Адрес: 12 RUS, Волжск
Возраст: 40
Сообщений: 3,462
Сказал(а) спасибо: 236
Поблагодарили 798 раз(а) в 583 сообщениях
Вес репутации: 162092
Репутация:16208587
По умолчанию Устройство датчика фаз.

Как устроен датчик фаз?
Как и обещал, описываю устройство и принцип работы ДФ..
Здесь надо сделать экскурс в недавнее прошлое. До сентября 1996 года в качестве датчика фаз применялся обычный датчик синхронизации (принцип работы ДПКВ). Позже сентября 1996 года и по сей день на двигатели устанавливается датчик положения распределительного вала (датчик фаз), работа которого построена на эффекте Холла (по имени американского учёного, открывшего этот эффект), поэтому другое название датчика – датчик Холла.
Принцип действия датчика Холла основан на изменении направления движения носителей заряда (изменении напряжения) в полупроводнике при изменении пересекающего его магнитного поля. Магнитное поле создается постоянным магнитом, расположенным в датчике. В роли магнита может быть использован магнитный порошок (см. фото ниже). Магниточувствительный элемент расположен с торца датчика, т.е. между магнитом и периодически проходящим металлическим зубом/штифтом распредвала. Изменение магнитного поля происходит при приближении к торцу ДФ штифта распредвала.
Благодаря применению эффекта Холла датчик фаз стабилен в показаниях и равнодушен к перемене температур. Он достаточно надежен. При возникновении неисправности датчика фаз система управления двигателем в своей работе использует информацию от ДПКВ. ЭСУД переводит систему впрыска из фазированного режима (работает только одна форсунка по своей очереди 1-3-4-2) в попарно-параллельный (работают одновременно две форсунки 1-4 и 2-3 цилиндров, поочерёдно). При этом форсунки, работая вдвое чаще, дозируют уменьшенные в два раза порции бензина. В итоге сумма впрыснутого бензина теоретически остаётся постоянной, однако на практике расход топлива несколько увеличивается.

Какой датчик имеет смысл покупать - от фирмы Bosch – лицензообладателя, разработчика системы, или наш, отечественный? Здесь ответ должен быть таким – по деньгам товар! Если Вы хотите иметь бесперебойную работу системы с двойной гарантией – тогда надо покупать импортный товар. Если же вы не боитесь в дороге поставить запасной датчик (поверьте, с отечественным датчиком такое случается очень редко, примерно раз в пять лет), да и считаете своим долгом поддержать промышленность своей Страны – то покупайте отечественный товар!
Изображения
Тип файла: jpg Разрез датчика фаз.JPG (173.4 Кб, 21 просмотров)
Тип файла: jpg Разрез детальный.JPG (155.4 Кб, 16 просмотров)
Тип файла: jpg Порошок из датчика манитится к игле.JPG (191.1 Кб, 21 просмотров)
__________________
Никогда техника, созданная людьми, не будет на 100% надёжной © Телеканал "Discovery".
Колыч вне форума   Ответить с цитированием
Ответ

Опции темы
Опции просмотра

Ваши права в разделе
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения

BB коды Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.

Быстрый переход


Часовой пояс GMT +4, время: 16:59.