PDA

Просмотр полной версии : Потециометр вместо переключателя скорости печки


клёпа
15.10.2008, 22:43
Вот возникла идея в голове, можно ли вместо регулятора скорости вентилятора печки (3 положения)поставить потециометр (такая штука, вращением которой можно увеличивать/уменьшать обороты моторчика, но не путем переключения скорости, а плавно)? В общем как на многих иномарках стоят, и даже по моему на 10-м семействе. Есть ли у кого опыт установки такой штуковины?:blink:

aitop
16.10.2008, 00:28
клёпа писал(а):
Вот возникла идея в голове, можно ли вместо регулятора скорости вентилятора печки (3 положения)поставить потециометр (такая штука, вращением которой можно увеличивать/уменьшать обороты моторчика, но не путем переключения скорости, а плавно)? В общем как на многих иномарках стоят, и даже по моему на 10-м семействе. Есть ли у кого опыт установки такой штуковины?:blink:

А это от моторчика зависит, иногда- можно, иногда - нет. Если в нашем моторчике не одна обмотка, а три, которые мы и включаем нашим переключателем- тогда сложнее. Хотя если соединить все три обмотки, а потом уже потенциометр... И достаточно ли одного потенциометра? Ладно, подождём отзывов ГУРУ

Cupe
16.10.2008, 01:49
Я думаю затейка отличная надо электрика нормального.Ещё бы и не помешала доработка температуры т.е как на 10-х поставил нужную и всё.

aitop
16.10.2008, 02:49
Cupe писал(а):
Я думаю затейка отличная надо электрика нормального.Ещё бы и не помешала доработка температуры т.е как на 10-х поставил нужную и всё.

Да можно и без электрика попробовать, знать бы параметры моторчика, если кому не лень, поищите

Адреналин
16.10.2008, 09:47
Я думаю стоит почитать сдесь разницу:
2114 /content/category/28/107/128/
2110 http://www.vaz-autos.ru/2110/7_11.htm#7_11_a

puzo
23.10.2008, 20:37
aitop писал(а):
А это от моторчика зависит, иногда- можно, иногда - нет. Если в нашем моторчике не одна обмотка, а три, которые мы и включаем нашим переключателем- тогда сложнее. Хотя если соединить все три обмотки, а потом уже потенциометр... И достаточно ли одного потенциометра? Ладно, подождём отзывов ГУРУ[/quote]
Почему 3 обмотки? Там просто 2 резистора стоят, которые ток на моторчике уменьшают.

goran
23.10.2008, 23:49
Потенциометр можно поставить, но он будет громоздкий, потому что он по рассеиваемой мощности должен быть сопоставим с весьма нехилым вентилятором.
Прожорливая будет эта конструкция, нагреваться будет сильно..

Поскольку мы живем в 21-м веке, то лучше применить полупроводниковый регулятор.
Мне кажется лучше всего поставить ШИМ-контроллер и ключевой транзистор.
А вот ШИМ-контроллером управлять с помощью маленького аккуратненького потенциометра.
А можно и от датчика температуры салона, тогда получится климат-контроль как в \"десятке\".

Но только это все делать надо.. Вот где бы найти время на это на все...

MrUpgrader
23.10.2008, 23:54
goran писал(а):
Потенциометр можно поставить, но он будет громоздкий, потому что он по рассеиваемой мощности должен быть сопоставим с весьма нехилым вентилятором.
Прожорливая будет эта конструкция, нагреваться будет сильно..

Поскольку мы живем в 21-м веке, то лучше применить полупроводниковый регулятор.
Мне кажется лучше всего поставить ШИМ-контроллер и ключевой транзистор.
А вот ШИМ-контроллером управлять с помощью маленького аккуратненького потенциометра.
А можно и от датчика температуры салона, тогда получится климат-контроль как в \"десятке\".

Но только это все делать надо.. Вот где бы найти время на это на все...

А не прощели 10- й климат контроль в сборе воткнуть. И ещё я где то читал что на 10 климат контроль глючит

goran
24.10.2008, 00:08
MrUpgrader писал:
А не прощели 10- й климат контроль в сборе воткнуть. И ещё я где то читал что на 10 климат контроль глючит

Не знаю, может и проще. Надо подумать...

goran
24.10.2008, 07:47
Да, я совсем забыл: на десятке ведь стоит моторедуктор заслонки отопителя.
Это основной там элемент регулировки температуры. Без него климат-контроль не получится. (Адреналин ссылку давал выше)
А ставить моторедуктор на \"Самару\" - мне кажется гем....

Но плавную регулировку вентилятора все же можно осуществить. Наверно попробую. Если что - напишу.

Шома
09.11.2008, 16:02
а может лучше поменять моторчик 14ой от десятки,а??или ни какой разницы нет??

MrUpgrader
09.11.2008, 21:45
goran писал(а):
Потенциометр можно поставить, но он будет громоздкий, потому что он по рассеиваемой мощности должен быть сопоставим с весьма нехилым вентилятором.
Прожорливая будет эта конструкция, нагреваться будет сильно..

Поскольку мы живем в 21-м веке, то лучше применить полупроводниковый регулятор.
Мне кажется лучше всего поставить ШИМ-контроллер и ключевой транзистор.
А вот ШИМ-контроллером управлять с помощью маленького аккуратненького потенциометра.
А можно и от датчика температуры салона, тогда получится климат-контроль как в \"десятке\".

Но только это все делать надо.. Вот где бы найти время на это на все...
ШИМ-контроллер - это что теристор (т.е. управляемый диод)? Насколько я понимаю для данной схемы требуется переменный резистор, теристор и транзистор работающий в режиме ключа. Можно обойтись и без транзистора, но тогда регулировка будет недостаточно плавной, а через теристор пойдёт большой ток, придётся применять достаточно мощный теристор

Marat89
09.11.2008, 21:52
MrUpgrader писал(а):
goran писал(а):

А не прощели 10- й климат контроль в сборе воткнуть. И ещё я где то читал что на 10 климат контроль глючит
В принципе он не глючит,просто там термометр который в чёрной коробке к крыше прикручен часто выходит из строя.

goran
09.11.2008, 22:36
Шома писал:
а может лучше поменять моторчик 14ой от десятки,а??или ни какой разницы нет??
На самарах применяются моторчики 45.3730, на десятках 36.3780 - по техническим характеристикам примерно одинаковые, но десяточный дороже. Отличаются, кажется, конструктивными параметрами (размерами). Смысла менять наверно нет.

MrUpgrader писал:

ШИМ-контроллер - это что теристор (т.е. управляемый диод)? Насколько я понимаю для данной схемы требуется переменный резистор, теристор и транзистор работающий в режиме ключа. Можно обойтись и без транзистора, но тогда регулировка будет недостаточно плавной, а через теристор пойдёт большой ток, придётся применять достаточно мощный теристор
ШИМ - широтно-импульсная модуляция.
ШИМ-контроллер - микросхема, предназначенная для формирования сигнала с широтно-импульсной модуляцией. Этот сигнал управляет мощным выходным каскадом, который можно собрать с использованием тиристора или транзистора (биполярного или полевого). Работает выходной каскад в ключевом режиме (включен/выключен).
ШИМ-контроллер можно сделать и на транзисторах. Схем таких разработано великое множество.

Смысл использования ШИМ такой:
вырабатывается прерывистое (импульсное) напряжение, то 12 В, то 0 В, то 12 то 0...
То есть работает ключевой выходной каскад, который то пропускает ток, то не пропускает его.
Частота повторения импульсов довольно высокая - например 1000 Гц.
А соотношение по времени между включенным и выключенным состояниями - зависит от потенциометра. Оно определяет в конечном итоге количество энергии, которую поглощает электродвигатель, и, соответственно, его частоту вращения.
Для плавной регулировки электродвигателями (с учетом того, что электродвигатель представляет собой индуктивную нагрузку и дополнительной фильтрации импульсов не требуется) - самое лучшее решение (имхо).

То есть схема такая:
Потенциометр -> ШИМ-контроллер -> ключевой каскад -> вентилятор

Выгода от всей этой кухни такая:
Дозирование энергии осуществляется не рассеиванием \"лишней\" энергии, а ее разумным перераспределением. Поэтому такую систему можно сделать (теоретически) компактной и не нагревающейся. На практике все немного сложнее, но все равно нормально.

К сожалению конкретную работоспособную схему я выдать не готов. Пока только голые рассуждения.

MrUpgrader
10.11.2008, 00:21
Недостаток ШИМ (для автолюбителей самоделкиных:laugh: ), в том что спаять схему на микросхеме может далеко не всякий (наличие навыков и спец. инструмента, а также печатной платы) в отличие от тиристорной которую можно собрать поверхностным монтажом на проводах без платы

Антон
11.11.2008, 08:11
Кроме вас двоих в это всё наверно мало кто посвящён, я не из таковых. А так очень интересно.

Kiberman
07.02.2009, 02:03
тема так пологаю загнулась?или осуществили все таки?:)

Navsad
14.10.2009, 19:00
Привет всем! Мое первое сообщение на данном форуме :) На этих выходных я планирую стать счастливым!? обладателем ваза 14 модели, и обещаю сотворить приблуду для плавной регулировки вентилятора, я сам инженер-электронщик, с паяльником практически родился, так что ждите и оно будет :))

дядя Фёдор
15.10.2009, 01:18
Всем привет.

Уже существуют готовые решения для плавной регулировки мощной нагрузки (12В и макс 50А) на базе ШИМ.
Вот например http://www.masterkit.ru/main/set.php?num=913
Один из таких наборов я уже приобрел (270 р) и сейчас дорабатываю его, чтобы использовать для управления вентилятором охлаждения двигателя. А без переделок он может использоваться в качестве регулятора вентилятора печки.

Navsad
20.12.2009, 16:20
Дядь Федор, как успехи с доработкой?
Я вот тоже самостоятельно собрал такой девайс, благо профиль работы позволяет это сделать, обнаружились недостатки. Частота слишком низкая, на малых оборотах слышен писк ШИМ. Увеличил до 25 кГц, все нормально, но компаратор не отрабатывает как надо, вместо прямоугольника пуляет пилу, соответственно полевик не входит в полноценный ключевой режим, на этом я плюнул и дальше не мозговал. Полевик кстати IRFZ44N, немного не тот, что на схеме, но думаю не критично. У вас может лучше получилось, поделитесь?

Golova_bg
20.12.2009, 17:09
Компаратор на транзисторе нужно было еще поставить до полевого транзистора и было бы все в шоколаде :)

дядя Фёдор
20.12.2009, 18:56
Дядь Федор, как успехи с доработкой?
Я вот тоже самостоятельно собрал такой девайс, благо профиль работы позволяет это сделать, обнаружились недостатки. Частота слишком низкая, на малых оборотах слышен писк ШИМ. Увеличил до 25 кГц, все нормально, но компаратор не отрабатывает как надо, вместо прямоугольника пуляет пилу, соответственно полевик не входит в полноценный ключевой режим, на этом я плюнул и дальше не мозговал. Полевик кстати IRFZ44N, немного не тот, что на схеме, но думаю не критично. У вас может лучше получилось, поделитесь?

Привет,

я приобрёл два таких набора, о которых писал выше.
Один из них уже стоит на машине в оригинале (добавил лишь диод-противоиндуктор). Отрегулировал его на выходе 7В и теперь вентилятор охлаждения работает на пол-мощности и его совсем не слышно. Правда включается он сейчас очень мало, как как движок редко прогревается до 100 С.
Давно бы поставил такую же схему на движок печки, но останавливает только одно, чтобы добраться до штатного резистора и вместо него впихнуть ШИМ-регулятор надо полторпеды разобрать, а переменный резистор совмещать со штатным регулятором - в общем оставил эту затею до лета.
Писка ШИМ-регулятора я однако не замечал, хотя может и не прислушивался особо.

Второй набор у меня проходит стендовые "лётные" испытания в лаборатории. Параллельно переменнику я подключил термистор и отрегулировал так, что получилось примерно следующее:
при Т=100с включается вентилятор, напряжение 7В
при Т=105с, напряжение уже 8,8 В
при Т=110с, напряжение ..... 10,0 В
при Т=115с, ....................... 10,5 В
а в момент выключения вентилятора при Т=96с, напряжение всего 5,5В.
Правда вместо штатного вентилятора я подключил для испытаний ... автомобильный пылесос (4А), а в качестве радиатора служит термостат одного научного прибора.
Со стороны выглядит весьма забавно, задаёшь на приборе нужную температуру, а пылесос начинает завывать всё сильнее по мере роста температуры.

Обкатаю сей девайс и к весне надо будет его водрузить на машину, если косяков не будет...
Такие вот дела на сегодня.

Bearmanz
20.12.2009, 19:12
Привет,

я приобрёл два таких набора, о которых писал выше.
Один из них уже стоит на машине в оригинале (добавил лишь диод-противоиндуктор). Отрегулировал его на выходе 7В и теперь вентилятор охлаждения работает на пол-мощности и его совсем не слышно. Правда включается он сейчас очень мало, как как движок редко прогревается до 100 С.
Давно бы поставил такую же схему на движок печки, но останавливает только одно, чтобы добраться до штатного резистора и вместо него впихнуть ШИМ-регулятор надо полторпеды разобрать, а переменный резистор совмещать со штатным регулятором - в общем оставил эту затею до лета.
Писка ШИМ-регулятора я однако не замечал, хотя может и не прислушивался особо.

Второй набор у меня проходит стендовые "лётные" испытания в лаборатории. Параллельно переменнику я подключил термистор и отрегулировал так, что получилось примерно следующее:
при Т=100с включается вентилятор, напряжение 7В
при Т=105с, напряжение уже 8,8 В
при Т=110с, напряжение ..... 10,0 В
при Т=115с, ....................... 10,5 В
а в момент выключения вентилятора при Т=96с, напряжение всего 5,5В.
Правда вместо штатного вентилятора я подключил для испытаний ... автомобильный пылесос (4А), а в качестве радиатора служит термостат одного научного прибора.
Со стороны выглядит весьма забавно, задаёшь на приборе нужную температуру, а пылесос начинает завывать всё сильнее по мере роста температуры.

Обкатаю сей девайс и к весне надо будет его водрузить на машину, если косяков не будет...
Такие вот дела на сегодня.

для того чтобы добраться до резистора надо лишь снять левую часть бороды в дальнем верхнем углу она и есть

дядя Фёдор
20.12.2009, 19:18
для того чтобы добраться до резистора надо лишь снять левую часть бороды в дальнем верхнем углу она и есть

Привет,
честно говоря, не совсем понял как это делается, но нам ещё до движка дотянуться надо, а в мурзилке слишком много чего нарисовано. Было бы тепло, сам бы разобрался. Но сейчас лезть разбирать на морозе всё это... уж очень не хочется.

Navsad
21.12.2009, 07:56
Ну да, на самом деле до доп резисторов добраться не проблема, левый щит консоли снять достаточно, а до двигателя вообще лезть не надо, провода от него примерно там же выходят.

По поводу писка ШИМ, может я и придираюсь, когда испытания делал улитка на столе рядом лежала, может на своем месте когда будет и писка не будет слышно. В любом случае оставил все это дело до тепла, сейчас такими вещами заморачиваться не хочется.

Единственное что, хочу еще попробывать на 555 таймере попробывать, схемка простая, интересно как себя поведет.

дядя Фёдор
21.12.2009, 12:13
Ну да, на самом деле до доп резисторов добраться не проблема, левый щит консоли снять достаточно, а до двигателя вообще лезть не надо, провода от него примерно там же выходят.

По поводу писка ШИМ, может я и придираюсь, когда испытания делал улитка на столе рядом лежала, может на своем месте когда будет и писка не будет слышно. В любом случае оставил все это дело до тепла, сейчас такими вещами заморачиваться не хочется.

Единственное что, хочу еще попробывать на 555 таймере попробывать, схемка простая, интересно как себя поведет.


Привет,
левый щит консоли это тот, который находится у правой ноги водителя, так?
Надо ж, я его ещё ни разу и не снимал. Надо будет глянуть, вот только чтобы туда залезть вовнутрь дверь должна быть окрытой, а то неудобно будет в три погибели под баранкой в торпеде ковыряться. Ладно подождём до тепла.

А таймер 555 - вещь, я сначала на нём и спаял генератор (там деталей всего ничего) и тоже им регулировал обороты электромотора, только это всё было на макетке и соплях - осталось ещё плату под него развести и изготовить. Но потом решил опробывать на МастерКит`овском и он тоже заработал. Так что пока так и оставлю, если будет работать нормально, то и ладно.
А ШИМ-регулятор на 555 оставлю для движка печки.

Navsad
25.12.2009, 18:45
Верно, там только с открытой дверью ковыряться, иначе ни как, надо быть ну очень маленьким:)).

27Дмитрий
29.12.2009, 14:55
Так выложите схему.Ваших девайсов. А то вы как будто сами с собой говорите.Зачем тогда общаться через форум если можно по личке.Тогда будет смысл ваших разговоров.Не у каждого есть электролаборатория под рукой.А комфорта даже медвеь в берлоге хочет,но не может.

bomba
29.12.2009, 15:05
Так выложите схему.Ваших девайсов. А то вы как будто сами с собой говорите.Зачем тогда общаться через форум если можно по личке.Тогда будет смысл ваших разговоров.Не у каждого есть электролаборатория под рукой.А комфорта даже медвеь в берлоге хочет,но не может.

Тебе же написали!!! Читай пост №19 (/forum/showpost.php?p=113858&postcount=19) покупаешь набор, спаиваешь и вперед.

дядя Фёдор
29.12.2009, 16:30
Так выложите схему.Ваших девайсов. А то вы как будто сами с собой говорите.Зачем тогда общаться через форум если можно по личке.Тогда будет смысл ваших разговоров.Не у каждого есть электролаборатория под рукой.А комфорта даже медвеь в берлоге хочет,но не может.



Привет,

может быть, кого-то по тем или иным причинам почему-то не устаивает продукция "МастерКит", хотя у них широкая сеть представительств по всей России и достать их наборы не проблема, к тому же у них есть и готовые изделия, нетребущие пайки.
В этом случае я могу (дабы меня не обвинили в скрытой рекламе и продвижении этой марки) порекомендовать для тех, кто дружит с паяльником и электродетальками, сайт Виталия Кравцова, где можно найти много чего интересного по автоэлектронике, в том числе и по ШИМ-регуляторам.

http://kravitnik.narod.ru/switch/switch1.html

Удачи...

bomba
29.12.2009, 16:45
Схема конечно хороша, но почему нет ОС? В нашем случае напряжение питания скачет... может это и не критично... но...
Дядя Федор есть мысли на этот счет?

дядя Фёдор
29.12.2009, 17:04
Схема конечно хороша, но почему нет ОС? В нашем случае напряжение питания скачет... может это и не критично... но...
Дядя Федор есть мысли на этот счет?

Привет,
обратная связь (ОС) для вентилятора, наверное, не так уж и нужна, но на всякий случай не помешает добавить стабилизатор напряжения для ШИМ-генератора, скажем на м/с типа КРЕН.
А вот со скачками напряжения питания в бортовой сети вообще надо бороться комплексно, начиная с исправного генератора, диодного моста и РН и далее разгрузка по потребителям и т.д.
Я собственно этим и занимаюсь: сначала убрал лишную прыть с вентилятора охлаждения, потом минус лишные Ватты с задней оптики, более продвинутый по сезону РН, на очереди вентилятор печки и ещё пару прибамбасом для улучшения энергообеспечения.
Так что процесс идёт...

bomba
29.12.2009, 17:24
Привет,
обратная связь (ОС) для вентилятора, наверное, не так уж и нужна, но на всякий случай не помешает добавить стабилизатор напряжения для ШИМ-генератора, скажем на м/с типа КРЕН.
А вот со скачками напряжения питания в бортовой сети вообще надо бороться комплексно, начиная с исправного генератора, диодного моста и РН и далее разгрузка по потребителям и т.д.
Я собственно этим и занимаюсь: сначала убрал лишную прыть с вентилятора охлаждения, потом минус лишные Ватты с задней оптики, более продвинутый по сезону РН, на очереди вентилятор печки и ещё пару прибамбасом для улучшения энергоопеспечения.
Так что процесс идёт...

Блин я начинаю флудить уже ((( Но интересно про:
-диодный мост (сам менял на более продвинутые диоды?);
-минус лишные Ватты с задней оптики( светодиоды? если да, то как расправился с контролем ламп?);
-более продвинутый по сезону РН (???);

ЗЫ: Мну нравится твой путь )))) я тоже им иду ))) Хотел сначала шим на вентель купить за 2 тыс(ты ссылку кидал) теперь думаю самому спаять тоже. А далее тоже борьба с потребителями...

дядя Фёдор
29.12.2009, 18:01
Блин я начинаю флудить уже ((( Но интересно про:
-диодный мост (сам менял на более продвинутые диоды?);
-минус лишные Ватты с задней оптики( светодиоды? если да, то как расправился с контролем ламп?);
-более продвинутый по сезону РН (???);...


Диодный мост пока родной стоит, но надо бы снять осциллограмму и посмотреть насколько чётко он работает.
Задняя оптика тож штатная, но малость подправленная (/forum/showpost.php?p=140100&postcount=33)
Про светодиоды я тоже задумывался, но их лучше пихать на менее ответственную работу: навроде подсветок и прочее, а то могут придраться.
РН - 3-х уровневый, но это больше связано с моим стилем езды (каждый день понемногу), поэтому АКБ разряжается особенно зимой.

А на подходе установка суперконденсатора - 55 Фарад, как решение стабильности напряжения в бортовой сети и не только.

Navsad
29.12.2009, 18:16
По поводу кондера, в какое место бортсети думаете его ставить? И вообще есть ли смысл в сем девайсе, есть ведь АКБ, которая по сути кондер с ооочень большой емкостью. Я понимаю установку доп кондера перед мощной нагрузкой типа усилок, или саб, где имеются потери по проводке при большом ампераже, а нагрузка по сути импульстая, там конечно кондер поможет, а вот в плане улучшения общей ситуации с напругой..что-то даже не знаю.

bomba
29.12.2009, 21:03
Может имеет смысл 2-й аккумулятор поставить вместо кондера?

дядя Фёдор
09.01.2010, 21:41
По поводу кондера, в какое место бортсети думаете его ставить? И вообще есть ли смысл в сем девайсе, есть ведь АКБ, которая по сути кондер с ооочень большой емкостью...

Привет,
постарался ответить на вопрос в новой теме:
/forum/showthread.php?t=6816

Будем проверять всё на опыте...

дядя Фёдор
09.01.2010, 21:48
Может имеет смысл 2-й аккумулятор поставить вместо кондера?

Привет,

а в этом действительно есть смысл, вот только не вместо кондёра, а на самый ответственный участок....

msm.silich
06.07.2011, 23:07
Поскольку мы живем в 21-м веке, то лучше применить полупроводниковый регулятор.

Если традиционно горят дополнительные резисторы или переключатель скоростей печки, то, скорее, превышены токи через его контакты.

Эту беду можно вылечить заменой подцепленных к нему дополнительных резисторов на модуль плавного регулирования (ШИМ). Его преимущество в том, что он не греется, как нагрузочные резисторы, и потребляет меньше энергии именно на ту величину, что шла на нагрев резисторов. Соответственно и нагрузка на переключатель уменьшается.
http://www.silich.ru/images/stories/Pechka/pcb-acvilon-s.jpg
Документацию для самостоятельного бесплатного изготовления можно скачать здесь (http://www.silich.ru/otopitel-acvilon.html)

Aim13
18.08.2011, 12:06
Решил попробовать поставить Мастеркит на управление печкой. На малых оборотах в первые же минуты сгорел выходной транзистор... Не прокатило...

дядя Фёдор
18.08.2011, 14:31
Привет,

Решил попробовать поставить Мастеркит на управление печкой. На малых оборотах в первые же минуты сгорел выходной транзистор... Не прокатило...

у меня МастерКит`овский ШИМ-регулятор вот уже два года Карлсоном управляет...
Мощный диод (противоиндуктор) параллельно нагрузке не забыли подключить?

Aim13
18.08.2011, 22:57
Нет, не поставил. Какой нужен диод? Если интересно я выпаял родной регулятор, купил за 30р наш на 47 кОм так как он гораздо проще крепится, нарастил ему ручку и снаружи все осталось выглядеть как было, только ход ручки увеличился

дядя Фёдор
19.08.2011, 02:20
Привет,
Нет, не поставил. Какой нужен диод? Если интересно я выпаял родной регулятор, купил за 30р наш на 47 кОм так как он гораздо проще крепится, нарастил ему ручку и снаружи все осталось выглядеть как было, только ход ручки увеличился

в принципе диод подойдёт любой, рассчитанный на прямой ток от 10А, можно поставить даже парочку параллельно, типа таких:
http://www.platan.ru/cgi-bin/qwery.pl/id=40811&group=401

А вот резистор я бы поставил с выключателем...
Удачи.

Aim13
01.09.2011, 01:51
Не вижу смысла ставить резистор с выключателем - схема работает только при включенном зажигании

дядя Фёдор
01.09.2011, 13:21
Не вижу смысла ставить резистор с выключателем - схема работает только при включенном зажигании

Правильно, ну а печка-то не всегда работает, зачем тогда держать схему и полевик под напряжением. ИМХО им это не на пользу, а лишняя предосторожность не помешает.

samsung
20.09.2011, 21:16
У меня на шестерке стоял регулятор оборотов вентилятора печки,два сезона откатал с ним ,пока машину не продал.Очень удобно с ним.Сейчас собираюсь на эту ставить вместо 3го положения переключателя.Первые два перекинуть на 2-3,а третье на первое.Схема работает без посторонних шумов,транзистор без радиатора, не греется.

Chrom
21.09.2011, 15:00
кр142ен8Б не нужна,она в этой схеме бесполезна напрочь, так как питание=12 в, а кренке 8Б нужно как миниум 15 в

samsung
21.09.2011, 19:38
Спорить не буду,стабилизатор можно не ставить,но я привык подстраховаться для стабильной работы микросхемы,так как в бортовой сети напряжение скачет особенно при старом аккумуляторе или неисправности РР.А здесь всегда на выходе стабилизатора+12+_0,27в

дядя Фёдор
21.09.2011, 22:20
Привет,
Спорить не буду,стабилизатор можно не ставить,но я привык подстраховаться для стабильной работы микросхемы,так как в бортовой сети напряжение скачет особенно при старом аккумуляторе или неисправности РР.А здесь всегда на выходе стабилизатора+12+_0,27в

есть мнение (например: /forum/showpost.php?p=418042&postcount=25), что стабилизаторы типа КРЕН могут гореть от всплесков напряжения, а у наших машин по ГОСТу могут быть выбросы до 160В, а бывают в сети проскакивают пики и до 600 Вольт (!)[http://www.niva-faq.msk.ru/tehnika/elektro/dop_vent/shim.htm ]. Наверное для стабилизация напряжения для ШИМ-регулятора на 555 таймере достаточно поставить обычный стабилитрон или вовсе без стабилизатора обойтись, но с хорошим конденсатором.
А так схемка простенькая и приятная, как впрочем и сам 555-таймер.
Спасиб.

Chrom
22.09.2011, 12:34
Спорить не буду,стабилизатор можно не ставить,но я привык подстраховаться для стабильной работы микросхемы,так как в бортовой сети напряжение скачет особенно при старом аккумуляторе или неисправности РР.А здесь всегда на выходе стабилизатора+12+_0,27в

Не будет там никогда 12 вольт,для работы кренки нужно как миниум 2 вольта.(Dropout Voltage 2.0v) То есть если на ее вход подать, к примеру 12,6, на выходе будет 12,6-2= 10,6 вольта, и никакой стабилизацией там пахнуть не будет, так как входное напряжение ниже минимальной рабочей области!
555 таймер очень чуствителен к переполюсовке(сгорает как правило,с разрушением корпуса), а по напряжению питания работоспособен от 4,5 до 18 вольт. То есть достаточно стабилитрона либо варистора для защиты от U>18 в

Russ3000
22.09.2011, 12:41
Наверное для стабилизация напряжения для ШИМ-регулятора на 555 таймере достаточно поставить обычный стабилитрон или вовсе без стабилизатора обойтись, но с хорошим конденсатором.
А так схемка простенькая и приятная, как впрочем и сам 555-таймер.

Подтверждаю, стабилитрон самое то, тем более что для питания 555 требуется небольшой ток, а сколько двигатель печки потребляет?
Да, он еще пока новый, то потребление небольшое, когда старый, то видимо смазка кончается и начинает завывать и жрать как ... ну больше раза в 2.
Попробую сваять схемку, очень похожа на схему преобразователя 12В/19В для питания ноута.

Попробую и на жопогрей такую прикрутить. :)